Дно Байкала: кладбище техники

 

12.09.2018

Несмотря на то, что Байкал представляет собой историческое и даже культурное наследие человечества, дно Байкала свидетельствует об обратном отношении к природе. Оно стало последним пристанищем для многих видов транспортного средства, попавшие в озеро по разным трагическим обстоятельствам.

«Хрустальная глубина»

В 2016 г. на озере Байкал была проведена уникальная операция под названием «Хрустальная глубина». Цель операции — очищение дна от загрязнения в виде транспортных средств (снегоходы, самолёты и т. д.). Больше всего среди такого «клада» находится легковушек. Вся работа водолазов проходила под наблюдением журналистов, освещающих это событие.

Подготовка к погружению проходила тщательная, начиная от инструктажа и заканчивая сбором снаряжения. Нужно понимать, что перед водолазами стоит непростая задача: не просто найти под водой транспорт, но и закрепить тросы таким образом, чтобы осуществить беспроблемное поднятие наверх. При этом нужно учитывать и погодные условия. Для этого в день проведения операции должен стоять штиль, иначе волны усложнят работу водолазов.

Печальные находки

Байкальское дно имеет разную глубину, но работу начали с небольшой — 5 м. Водолазы располагают небольшим количеством времени (всего полчаса) на то, чтобы отыскать и закрепить транспорт. Через полчаса нужно обязательно подниматься на поверхность. Для большего удобства и практичности группа разделяется на две: задача первых — найти машину, а вторые должны закрепить тросы таким образом, чтобы она не развалилась во время подъёма.

С помощью понтона машина всплывает на поверхность воды, как поплавок. Потом её, с помощью троса, тянут к берегу. Среди находок был и легковой автомобиль, который затонул вместе с пассажирами несколько лет назад. К сожалению, люди погибли на месте.

Транспортные средства, по большей части, тонут в зимнее время. Люди полагают, а это так и есть, что лёд очень толстый (местами толщина доходит до 1 м). Однако во льду много трещин, образующихся на одном месте, но, кроме этого, подвижники льда постоянные, так как озеро дышит, и его уровень меняется.

Явление подвижного льда на Байкале делает его более чем коварным. Так, в марте 2015 г. в байкальских водах утонул младший сын бывшего президента Украины В. Януковича. Молодой человек с компанией друзей выехал на машине на лёд ради красивых фото, однако, попавши в одну из трещин, автомобиль пошёл ко дну вместе с пассажирами. Из компании погиб только Янукович-младший. По одной из версий, он долго возился с ремнём безопасности.

Ради спасения Байкала

Нельзя оставлять на дне озера технику, так как топливо, масло и другие вредные компоненты вытекают в воду, загрязняя её. А это прямая угроза обитателям Байкала. Со дна постоянно достают не только машины, но и снегоходы, а также вертолёты и даже самолёты. В общей сложности на дне расположено более 70 единиц техники.

Машины эвакуируются на штраф-площадку, где их последующую судьбу будут решать владельцы или наследники.